Меню
12+

Газета «Родник» Уинского района

20.11.2015 10:59 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 115 от 19.11.2015 г.

Куда идет система образования Уинского района

Автор: Сергей Харлин

Удивительная сфера – образование – касается каждого члена общества. Любой из нас либо ученик в системе образования, либо в ней работает, либо является родственником тех, кто учится или учительствует. Значит, точно касается всех и каждого. При этом качеством нашей системы образования доволен, пожалуй, только министр и его заместители. Все остальное общество недовольно. Уровень знаний падает, нагрузка на учеников растет. Учителя нагружены отчетами и перегружены стандартами...
Отрасль постоянно реформируется. С 1 сентября все школы России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с Екатериной Бажиной, начальником управления учреждениями образования Уинского района.

Проблемы и достижения
– Екатерина Николаевна, что из себя сегодня представляет система образования Уинского района?
– Система образования Уинского района сегодня – это 18 образовательных учреждений, в том числе 5 учреждений дошкольного образования, 12 учреждений общего образования (5 из них – школа/детсад) и одно учреждение дополнительного образования. Всего в отрасли работают 245 человек, в том числе 181 – педагогические работники школ. 13 педагогов у нас имеют высшую категорию, 30 – вторую квалификационную категорию.
Педагоги, как в школах, так и детских садах, в основном, стажисты. 165 человек проработали в отрасли более 20 лет.
Школы района в этом учебном году посещают 1277 человек. На первой ступени обучения (1-4 классы) учатся 555 детей, на второй (5-9) – 592 ребенка, 130 учащихся – старшеклассники (10-11 класс).
Детские сады у нас посещают – 587 человек.
– Какие проблемы наиболее актуальны для системы образования района? Что бы вы назвали главными достижениями?
– Одним из главных достижений прошлого учебного года можно считать рекордный «урожай» медалистов. 13% от всех выпускников 2014-2015 учебного года стали золотыми медалистами (6 отличников выпустились из Уинской школы, 2 из Чайкинской), еще 6 человек получили аттестат с двумя четверками.
Отмечу, что все школы района получили бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности – документ, подтверждающий, что в учреждении созданы все условия для образования.
Но чтобы обучение соответствовало современным требованиям, необходимо приложить еще немало усилий, вложить немало средств. Большинство школ у нас находятся в приспособленных зданиях, многое что не соответствует современным требованиям, которые к тому же с каждым годом ужесточаются.
Необходимо развивать материально-техническую базу школ: оснащение предметных кабинетов, обновление парка компьютерной техники, которая очень быстро устаревает. Большие проблемы в образовательных учреждениях со скоростью интернета. Исключением, пожалуй, являются школы Аспы и Уинска, куда дошло оптоволокно. В остальных школах бывают дни, когда интернета нет вообще. Поэтому их участие в вебинарах, проекте «телешкола» практически исключено.
Хочется надеяться, что благодаря реализации проекта «Устранение цифрового неравенства» к 2017 году эта проблема будет решена.
Как уже упоминала, большинство педагогов у нас стажисты. Это внушает определенную тревогу. 31 педагог уже вышли на пенсию, но продолжают трудиться, потому что альтернативы им нет. Молодых специалистов в отрасли крайне мало. Со стажем до 2 лет – всего 5 человек, со стажем до 10 лет – 19.
– В интервью для «РГ» министр Д.Ливанов сказал, что средняя зарплата учителей в России — 35 тысяч рублей. Понятно, что ситуация по регионам разная. Наши педагоги получают такую з/п?
– Есть у нас педагоги, которые получают такую заработную плату. Но это не средняя по отрасли. В среднем работник общеобразовательной организации в нашем районе по данным на 2015 год получает 22464 рубля, педагоги дополнительного образования – 19982 руб.
– Ученики Уинского района. Какие они? Много ли талантливой молодежи? Расскажите о самых ярких «звездочках».
– Дети в нашем районе талантливы. Ребята активно участвуют в спортивных, интеллектуальных и творческих конкурсах, от школьного до всероссийского уровня. И не просто участвуют – занимают призовые места. Можно назвать целую плеяду юных «звездочек». Но особо отмечу ребят, которых мы в этом году выдвинули на соискание звания «Гордость Пермского края».
Ольга Бажгина, ученица 7 класса Аспинской школы. Девушка заняла второе место на всероссийском конкурсе «Творчество С.Есенина», в краевом детском поэтическом конкурсе «Я люблю тебя Россия» удостоена диплома III степени. Успешно участвовала в общероссийских олимпиадах по русскому и английскому языку. Перечисление всех конкурсов, в которых она приняла участие, займет немало времени.
Светлана Свечникова, ученица 7 класса Судинской школы. Призёр интеллектуального турнира «Марафон правовых знаний», победитель конкурса «Российская символика», победитель конкурса сочинений памяти Валерия Дементьева, победитель Фестиваля «Пермская Бука».
Светлана Южакова, ученица 5 класса Ломовской школы. Заняла 1 место в районе в региональной игре «Енот», 1 место в районе в интеллектуальном турнире «Марафон правовых знаний».
Александр Исупов, ученик 4 класса Уинской школы. Отличник в учебе, победитель, призер интеллектуальных, творческих конкурсов различного уровня.
Варвара Тюлькина, ученица 3 класса Уинской школы. Победитель творческих конкурсов различного уровня (музыкальное направление).
Ольга Пахомова, ученица 8 класса Уинской школы. Занимается в МБОУ ДОД «Уинская детская школа искусств», объединение «Радуга», педагог Ракутина М.Н. Победитель дистанционного всероссийского конкурса «Таланты России», призёр краевого конкурса «Радуга над Камой», краевого конкурса «Юный дизайнер», номинант краевого конкурса-фестиваля «Дарования Прикамья», участница всероссийского конкурса «Моя малая родина».
Алексей Трясцын, ученик 8 класса Уинской школы, Руслан Фазлыев, ученик 9 класса Уинской школы, победители, призеры интеллектуальных, творческих конкурсов всероссийского, краевого, муниципального уровней.
Поддержка «умников и умниц» ведётся в регионе по поручению губернатора Виктора Басаргина. В декабре прошлого года Законодательное собрание края утвердило закон о знаках отличия Пермского края «Гордость Пермского края» для старшеклассников и учащихся средних профессиональных образовательных организаций по следующим номинациям: «Интеллект», «Культура и искусство», «Физическая культура и спорт», «Общественная деятельность». В соответствии с законом ребята будут награждаться знаком отличия и единовременной денежной премией. Первые такие награды вручат уже в этом году. Верим, что среди них будут и уинские школьники.

Чем грозит нам новый ФГОС?
– С первого сентября школы России перешли на новый стандарт образования, который подразумевает введение с пятого класса второго обязательного иностранного языка. Насколько это реально в сельских школах, где зачастую и первый иностранный преподавать некому?
– Во всех школах района ведется изучение иностранного языка со второго класса. Для введения второго иностранного предмета стоит решить много проблем, в первую очередь, конечно, это кадры. Еще одно препятствие – материально-техническое обеспечение школ. Во многих из них просто нет лингафонных кабинетов, без которых качественно изучить язык просто нереально.
Кроме того, учебный план во всех школах рассчитан на пятидневную учебную неделю. В ее рамках добавить еще два часа еженедельно в учебную программу проблематично. Переходить на шестидневную учебную неделю? Во-первых, существуют рекомендации применять именно «пятидневку». Во-вторых, шестидневка ляжет тяжким бременем на местные бюджеты – ведь надо будет осуществлять подвоз учащихся…
В общем, на сегодняшний день точной даты, когда в школах района появится второй иностранный язык, нет. Как и ответа на вопрос, какой именно второй иностранный язык будет преподаваться в наших школах.
– Как еще изменится жизнь школьников в связи с внедрением нового образовательного стандарта?
– Пятиклассники начали учиться по новым стандартам, которые объединяют вместе уроки и внеурочную деятельность. Внеурочка — это занятия в кружках, спортивных клубах, секциях, сетевых сообществах, школьных научных обществах, олимпиадах. Все, что нужно для внеурочки — бумагу, картриджи, ручки, — школа обязана предоставить ученикам бесплатно.
В новом учебном году, помимо русского языка и математики, девятиклассники должны будут выбирать еще два предмета. В этом году экзамены по выбору не будут влиять на получение аттестата, начиная со следующего, в случае неудачи, школьникам придется экзамен пересдать.
В декабре 2015 года выпускники напишут сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ и будет оцениваться по системе «зачет-незачет».
В школах должны появиться новые учебники истории. Разработка нового учебника – инициатива Президента. В феврале 2013 года Владимир Путин заявил, что нужно разработать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Был выработан и прошел общественное обсуждение единый историко-культурный стандарт, утвержденный Российским историческим обществом (РИО).
Все учебники, и не только по истории, теперь должны иметь электронные версии. Какими пользоваться — решают сами учителя и родители с детьми.
– То есть, в принципе, если родители могут позволить купить для своего чада планшет, то ему нет необходимости таскать в рюкзаке все учебники?
– Совершенно верно. Ряд ребят уже ходят на занятия с планшетами. Если это не мешает остальным участникам процесса – почему нет?
Электронные учебники не нужно путать с электронными приложениями, которые идут в комплекте с учебником. Электронный учебник – это сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. Для того, чтобы пользоваться электронным учебником, его нужно приобрести.

Куда заведут реформы?
– Каким Вам видится будущее уинского образования?
– В нашей стране делать какие-то долговременные прогнозы – неблагодарное дело. Какие еще будут реформы и как они отразятся на нас? Мы при поддержке администрации района стараемся сохранить всю сеть учреждений образования. Школа в шаговой доступности – такова наша общая цель. Хотя бы для первой ступени обучения. Понятно, что многое в этом вопросе завязано на демографической ситуации. Отрадно отметить, что мы потихоньку выползаем из демографической ямы, в которую угодили в девяностые годы. До этого года в школах ежегодно происходило уменьшение числа учеников. Начиная со следующего года ожидаем, пусть небольшое, плюс 20-30 учеников, но увеличение.
Думается будущее образования – за развитием дистанционного обучения. Пока этот процесс сдерживается неразвитой инфраструктурой, низкой скоростью интернета, но с устранением цифрового неравенства появится возможность в полной мере применять такой вид обучения. Это в какой-то мере позволит решить кадровый вопрос.
– Получит ли развитие кадетское движение?
– Сложно сказать. Кадетское образование сейчас очень востребовано. Но оно накладывает на школы определенные обязательства, требует дополнительных финансовых ресурсов. Но прежде всего, нужен лидер, который поведет за собой. Школе необходимо наладить взаимодействие с различными специальными структурами (полиция, МЧС и так далее), наполнить соответствующим содержанием вариативную часть учебного плана.
По сути получит ли развитие кадетское движение – это совместный выбор школы и родителей. По правилам у родителей должен быть выбор, куда отдать чадо – в обычный класс или кадетский. Такой выбор возможен только в Уинской школе, в остальных нет параллельных классов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

247