Меню
12+

Газета «Родник» Уинского района

02.03.2021 10:10 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 04.03.2021 г.

Терпение и труд – все перетрут!

Автор: Татьяна Денисова

Мадина Садыкова с внуком

Мадина Матыновна Садыкова из Нижнего Сыпа всю жизнь проработала в школе, вела уроки родного языка и родной литературы. Смело можно сказать, что она – человек, влюбленный в свою профессию и в своих учеников, эрудированный и начитанный, всегда охотно делящийся своим опытом с учениками и с коллегами-педагогами. Эти слова точно про нее – что не она выбрала профессию, а профессия ее. В канун женского праздника – 8 марта мы побывали в гостях у Мадины-апы, чтобы побеседовать о работе, о жизни, о ее творческом пути и многом другом. Энергичная и жизнерадостная женщина, несмотря на свой солидный возраст, а ей 71 год, любезно согласилась ответить на несколько вопросов.

Родилась героиня материала в 1949 году в селе Чайка. В семье у родителей-колхозников, кроме нее еще была сестра и два брата. Жили не богато, но дружно, весело. В школе училась хорошо, очень любила уроки родного языка и литературы. Любовь к этим предметам ей привила учительница Фатима Гимранова. Юная Мадина хотела быть похожей на свою учительницу. Поэтому, по окончании школы перед ней, в отличие от большинства ее сверстников, не стоял выбор – кем быть? Девушка четко и осознанно знала, что будет именно педагогом!

– Мы с братьями и сестрой росли почти все погодками, поэтому много время проводили за играми вместе, – вспоминает Мадина Матыновна. – Часто мы, как и другие дети того времени играли в школу. Все, как по настоящему, доска, тетради, оценки. Даже мои братья с удовольствием играли с нами. Поэтому, после окончания школы, не раздумывая, поступила в Пермское педагогическое училище на воспитателя. Ну а что, профессия учителя и воспитателя чем-то похожи. Также работать с детьми. После окончания училища вышла замуж и уехала к мужу в Нижний-Сып. Здесь мне предложили работу. Я стала вести уроки математики в начальной школе. Но не оставляла свою мечту – получить высшее педагогическое образование. Однажды увидела объявление, что в Казани ведется набор в педагогический институт. Там увидела специальность «Учитель родного языка и родной литературы». Решила, что это мой шанс. Заочно поступила в институт и продолжала работать. Чуть позже стала вести уроки родного языка и литературы у 5-10 классов в Нижнесыповской школе, да так до самой пенсии. Кстати, моя сестра тоже окончила педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов» и тоже всю жизнь до самой пенсии проработала в школе.

– Какой был Ваш любимый предмет в школе?

– Родной язык и родная литература, а также русский язык и литература, – смело отвечает собеседница. – Это были мои самые любимые предметы. Повторюсь, любовь к ним мне привила моя учительница Фатима Гимранова. Она была примером для меня, и я непременно хотела быть на нее похожей. Даже когда поступала в институт, то писала сочинение на свободную тему. Выбрала тему «Мой любимый учитель». Не сложно догадаться, о ком я писала сочинение.

– Чем же Вас все-таки привлекла эта профессия? Довольны ли вы, что выбрали для себя именно эту стезю?

– Даже не знаю, что сказать, это не я выбрала профессию, а, скорее всего, она меня. Так само собой получилось. В родне никого не было педагогов. Мы в детстве часто играли в школу, изучали буквы, составляли слова, даже газеты выпускали. Учила своих братьев чему-то новому, воспитывала их. Да и детей очень люблю. А еще, у нас в школе был хороший и очень дружный класс, мы часто выступали на смотрах художественной самодеятельности, на разных концертах. Учителя для нас были примером, живым воплощением прекрасного, мы все хотели быть похожими на них. На уроках вели себя хорошо, учиться было интересно, познавать с каждым днем новое и неизведанное.

От своей профессии всегда получала только удовлетворение, от общения с детьми и от борьбы с безграмотностью. Ни о чем не жалею. Если бы можно было повернуть время вспять, то снова выбрала для себя этот жизненный путь, снова была бы учителем и учила детей!

– Чтобы работать учителем, надо любить детей, иметь огромное терпение и полностью отдаваться работе. Вы с этим согласны?

– Да, согласна! Вот именно потому, что очень люблю детей, я и выбрала эту профессию. Мне нравится видеть, как дети растут и развиваются на глазах. Придут в школу несмышлеными малышами, а уходят взрослыми, самостоятельными людьми. Мне нравится наблюдать, как они взрослеют, умнеют, меняются в лучшую сторону. Все это благодаря кропотливому труду учителей, их терпению, самоотдаче и, порой, жертвенности. Учитель- это призвание! Быть учителем либо дано, либо нет. Считаю, что мне повезло в жизни с выбором профессии. Моя мечта детства сбылась! Всю жизнь передавала опыт и знания детям.

– Поделитесь с читателями, что самое сложное в работе учителя?

– Пожалуй, самое сложное в работе любого учителя – нежелание учащегося получать знания, его амбициозность и недальновидность. Порой, заинтересовать ученика бывает довольно сложно. Такое, к сожалению, бывало и у меня, приходилось на своем опыте сталкиваться с такими учениками. Но, считаю, что безвыходных ситуаций не бывает, где-то хитростью, где-то добрым словом, мне удавалось разрешить любую ситуацию. Я умела находить общий язык с учащимися.

– Мадина-апа, что включает понятие «учитель родного языка и литературы» для Вас? Как считаете, нужны ли сейчас в школах такие предметы, как родной язык и родная литература?

– Учителя родного языка и родной литературы – самые консервативные люди. Даже порой на любой заданный вопрос они отвечают цитатами из книги. Они верят в добро, порядочность и благородство. У таких учителей нелегкая задача – показать ученикам красоту родного языка, научить ясно выражать мысли, читать и понимать прочитанное. Ведь человек, владеющий словом, успешен в любой деятельности. Также эти учителя формируют и общую культуру личности человека. Безусловно, такие предметы в настоящее время очень нужны и важны! Нужны, в первую очередь, чтобы быть разносторонне развитыми людьми. Необходимо также формировать интерес у учащихся к сохранению родного языка, воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа.

– Вы согласны с тем, что учителям старшего поколения трудно понять современную молодежь? Как Вы с этим справлялись?

– Я уже около 20 лет, как на пенсии. Ушла в 50 лет на заслуженный отдых по состоянию здоровья. Но, когда работала, то практически с этим не сталкивалась, особых проблем между поколениями в те годы не возникало. Мы всегда были с учащимися на одной волне, находили общие темы. Нас объединяли занятия по интересам, чтение книг и другое. Говорят, сейчас же учителям старшего поколения труднее понять современную молодежь. Особенно учителям литературы. На современного молодого человека сильно влияют новые технологии: телевидение, Интернет, мобильная связь. Современному ребенку некогда быть самостоятельным, например, прочитать книгу, подумать о смысле жизни, насладиться природой. Он перегружен «интересами». А ведь не прочитав книгу, невозможно о ней говорить, нельзя изучать. Дети становятся безразличными к урокам литературы, они не чувствуют родного языка. Проблема существует сейчас и очень серьезная в этом плане.

– Расскажите о своей семье?

– С мужем, Мударисом-абыем мы познакомились в летнем лагере в Чайке. Тогда часто организовывали разные тематические лагеря, экологические, развлекательные, где собиралось много народу со всего района. С нами занимались, там весело проводили время, играли на гитарах, пели песни, проводили танцы и многое другое. Вот там мы с моим будущим мужем и встретились первый раз. Он мне тогда признался, что уже давно меня приметил. Видно судьба моя была. Мне он тоже сразу очень понравился. Поженились мы, когда мне было 19 лет. В начале января нового года мы с мужем отметили золотую свадьбу – 50 лет совместной жизни. А в конце января моего мужа не стало.

Родилось у нас с ним трое детей – две дочери и сын. Старший сын с семьей живет в Нижнекамске, работает в сфере услуг. Средняя дочь Эльвира пошла по моим стопам, получила педагогическое образование и стала работать с детьми. Она воспитатель в Уинском детском саду. Младшая дочь Эльнара стала медицинским работником, она работает медсестрой в районной больнице. У меня трое внуков и три внучки. Старшая внучка Лиля не пошла по стопам матери и бабушки, она учится на фармацевта в фармацевтической академии. Но у нас еще есть внуки, посмотрим, может кто-нибудь из них и продолжит педагогическую династию, мне бы очень этого хотелось. Время покажет.

– Поделитесь, какие секреты семейного счастья были у Вас, раз вы прожили вместе 50 лет?

– Да какие тут секреты: любовь, терпение и понимание, вот, пожалуй, и все секреты. Мой муж был очень вспыльчивым человеком, но отходчивым, – вспоминает Мадина-апа. – Бывало, вспылит на ровном месте, а после уже ведет себя, как ничего и не было. Он был строгим отцом и прекрасным семьянином. Работящий и рукастый, все умел и мог сделать в доме, что-то починить, дров нарубить. Со временем я привыкла. Всегда с терпением и пониманием к нему относилась, на какие-то его поступки закрывала глаза, а где-то могла и пожурить немного. Хороших детей вырастили, мы воспитали их достойными людьми, дали всем образование. В своей семье я всегда черпала силы и вдохновение для работы. Муж, дети всегда поддерживали меня в работе, помогали, вдохновляли. Без них, как и без своих учеников, я просто не представляла свою жизнь.

– Напоследок, расскажите, с каким девизом Вы идете по жизни, есть ли у Вас жизненное кредо, и какие есть увлечения?

– Что касается жизненного кредо, то трудно что-либо конкретно сказать, – задумывается Мадина Матыновна. – Наверное, терпение и труд все перетрут, а еще ученье — свет, а не ученье — тьма. Считаю, что надо много и упорно трудиться, учиться всю жизнь чему-то и добиваться поставленных целей. Будешь много трудиться, то и жизнь будет складываться хорошо! С терпением и пониманием относиться ко всему окружающему миру, любить себя, ценить то, что имеешь, любить жизнь такой, какая она есть. Про увлечения. Когда есть свободное время, а сейчас его много у меня, то люблю сесть за вязание. Раньше по молодости любила на лыжах ходить, сейчас здоровье не позволяет. Я сама пишу стихи. Если проходит какое-либо мероприятие, обязательно напишу стихи про него. Лягу спать, и неожиданно приходит вдохновение, бегом встаю и записываю мысли, пока не улетучились. Потом эти мысли складываются в стихи. Еще люблю понянчиться с внуками, когда они приезжают в гости, с удовольствием провожу с ними время.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4