Меню
12+

Газета «Родник» Уинского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Захарова (Зеленкина) Анфиса Алексеевна

  • ФИО:
    Захарова (Зеленкина) Анфиса Алексеевна
  • Краткая информация:
    август 1922, д.Богомоловка.

Прожектористка Анфиса

Глядя на Анфису Алексеевну ЗАХАРОВУ, трудно угадать её истинный возраст. Аккуратная, подтянутая. А ведь в августе этого года ей исполнится 98 лет! Позади — война, тяготы, лишения…

Верно говорят, что все мы родом из детства. Вот и Анфиса Алексеевна, которая родилась в многодетной семье (где помимо неё было ещё шестеро детей), сумела взять всё доброе и пронести через всю жизнь. Этому их всегда учили родители. Алексей Яковлевич и Василиса Михайловна Зелёнкины жили тогда в Уинском районе. Отец трудился плотником, мама хлопотала по дому. Чтобы поднять детей, ночами садилась за швейную машинку, обшивая односельчан. Иногда удавалось побаловать и Анфису, справив ей очередную обнову. «Она у тебя как кукла одевается!» — говорили соседи, глядя на красавицу-дочь.

Быстро пронесутся года, и придёт в их село самое страшное — война. И вот уже забрали на фронт трёх братьев, а вскоре и «кукла» сменила своё нарядное платьице на военную гимнастёрку. Шёл ей тогда двадцатый год. «Да старая я уже была!» — шутит Анфиса Алексеевна, видимо, с позиции сегодняшнего времени. Брату Пете, который ушёл на войну чуть пораньше и того меньше — восемнадцать. Но повзрослеть он так и не успел, сложив голову где-то под Кировоградом. «Петя, братишка…», — едва слышно произносит эта пожилая женщина, прижимая к груди фотокарточку дорогого ей человека. А потом заливается слезами, которые, не переставая, катятся по её лицу.

В 1942-м за неполных три месяца Анфиса прошла в Перми курс молодого бойца, выучившись на авиационного наводчика. Потом — Украина. Прошли Полтаву, Кременчуг, Крюково. Уже вскоре эта невысокая хрупкая девушка умело управляла многотонной махиной, которая послушно выполняла команды прожектористки. Во время ночных авианалётов она наряду со своими боевыми подругами вела поиск и поимку лучом вражеских самолётов. Как только цель была достигнута, нужно и дальше было держать врага на прицеле, а именно — освещать его до того момент, пока немецкий самолёт не собьёт расположенная поблизости наша зенитная артиллерия.

Не раз в фильмах о Великой Отечественной войне мы видели, как это всё происходило. Вот в ночной тишине раздаётся сигнал воздушной тревоги. И тут же в небо, буквально пронизывая его в разных направлениях, устремляются десятки лучей. Наконец один из них замирает, остановившись на силуэте немецкого бомбардировщика. Есть! Теперь в дело вступает наша родная истребительная авиация или зенитная артиллерия. Разрывы зенитных снарядов оглушают всё вокруг на десятки километров. Объятый огнём самолёт противника устремляется вниз.

— А вот в жизни-то в отличие от фильмов было намного страшней! — вспоминает сегодня Анфиса Алексеевна. — Земля содрогалась от взрывов, воя самолётов, криков людей. Да ты и сам готов был зарыться в эту землю, чтобы не сойти с ума… Но страх страхом, а боевую задачу должен выполнить во что бы то ни стало. Отступать некуда. Ведь сражались за свою землю! Только и оставалось что уповать на Бога да на силу боевой техники.

На фронте всякое случалось. Голод, холод. Нередко приходилось ночевать под кузовом машин прямо на земле, на снегу. Во сне мыслями возвращалась в своё родное село. Видела родительский дом. Вот мама и папа, вступив в колхоз, пошли на курсы грамотности, вечерами нараспев произносили слова по слогам. А вот занятия музыкой, когда дети — кто на гитаре, кто на балалайке или на гармошке-хромке — пытались извлекать из инструментов звуки. Потом вдруг видела сестрёнку, которую мама научила шить, и та выводила аккуратные строчки на машинке. Родители, несмотря на скромное житьё-бытьё, пытались делать всё, чтобы дети справно учились, получали какие-то новые знания. «Как же я скучала по своим близким, как хотела их побыстрее увидеть»! — эти мысли заставляли Анфису ещё больше ненавидеть врага, гнать его с родной земли.

Вместе со своими однополчанами из зенитно-прожекторной части, входящей во 2-й Украинский фронт, дошла до Будапешта, где и встретила окончание войны. «Ночью послышался неимоверный шум, радостные возгласы, мадьяры что-то кричали на своём языке, — вспоминает тот день Анфиса Алексеевна. — Мы все выглянули в окно и не понимали, что происходит. Наконец разобрали: война закончилась! Мы и плакали, и смеялись, обнимали друг друга, хлопали по плечам. Долго не могли поверить, что этому ужасу пришёл конец».

Вот об этом и рассказала Анфиса Алексеевна воспитанникам 6-й группы детского сада №305, которые пришли к ней в гости вместе со своим мамами и воспитателем Натальей Макаровой. Все они — семьи Вани Илюшина, Риты Машкиной и Насти Масловой — семейные отряды «Волонтёров Победы». Гости подарили бабушке Фисе, как она сама себя называла, выполненные своими руками поделки, сладкие гостинцы и почитали стихи о Дне Победы.

Пока ребятишки рассматривали военные награды Анфисы Алексеевны (самая почётная из них — орден Великой Отечественной войны 2 степени), она, в свою очередь, поспешила угостить их конфетами. «Я знаю, дети так их любят!» — то и дело приговаривала пожилая женщина. А сама украдкой смахивала невесть откуда набежавшие слёзы. То ли это были слёзы радости, то ли мысли о войне, которую ей пришлось пережить…
https://vk.com/@volonterypobedyperm-prozhektoristka-anfisa

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4